Visit our local points in Lisbon and Parede
Visit our local points in Lisbon and Parede
The Voice of Anna Akhmatova
«Я научила женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить!»
Николай Степанович Гумилев, первый муж Анны Андреевны, писал жене: «Ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт». Почему существует разница между поэтом и поэтессой?
Золотой Век – несмотря на имена русских поэтесс: Карлины Павловой, Анны Буниной – сохранил в истории всё же имена мужские. Жуковский пророчил всем дамам, взявшимся за перо, неприятности, ибо «авторство выводит женщин из тихого круга и что все женщины-писательницы составляют исключение и очень дорого заплатили за блестящую славу свою». Белинский был более категоричен: «Нет, никогда женщина-автор не может ни любить, ни быть женою и матерью!»
Но Век Серебряный всё изменил и в его архивах останутся великие женские имена, а вместе с ними и миллионы женских голосов. Но почему же сама Ахматова, хотя и саркастически, сказала, что, научив женщин говорить, их бы надо заставить замолчать? В чём таинственный смысл этой полу-шутки, полу-правды?
Пережив трёх своих мужей, на долгие годы потеряв в сталинских лагерях сына, Льва Гумилёва, она, наверняка, знала, чем заплатила за возможность Говорить. И знала, что подав Голос – легко не будет. Голос Анны Ахматовой – это женский голос, переживший все катастрофы России 20-го века. Она словно пережила их для нас, чтобы мы помнили всё. Ахматова, как шкатулка, как сосуд, в которых «бег времени» не утекает, не растворяется, но стоит. Всё, что пережила она и её народ – навеки в этой шкатулке. В ней наше прошлое и в ней же наше будущее. Заглядывать туда и жутко, и больно, и страшно, но, если она пережила и сохранила всё это, имеем ли мы право пройти мимо?
Новая лекция Серафимы Гуровой из серии Портреты Серебряного века посвящена Анне Андреевне Ахматовой.